В холодное время года отказы в работе автокранов – дело естественное. Это касается любой автомобильной техники, но у кранов особенности. Количество поломок растет прямо с падением температуры. Причина - в неправильной подготовке к зиме. Например, неподходящие по вязкости масла делают вращение стартера трудным. Зимой они загущаются, увеличивая трение в цилиндропоршневой группе. А слабые батареи не справляются с таким сопротивлением. То же самое происходит с маслом в ведущих мостах – оно загущается, и это может привести к поломке карданного вала.
Даже топливо имеет значение. Зимой дизельное топливо должно быть подходящим. Летняя солярка может замерзнуть, и двигатель не получит топливо из-за засорения топливопроводов парафином.
90% работоспособности кранов зимой зависят от жидкостей и смазок, которые используются, и только 10% – от качества уплотнителей. Мой опыт с автокранами «Ивановец» в суровых условиях, особенно при низких температурах, говорит мне, что они отлично справляются в труднодоступных районах – в Сибири и на Крайнем Севере.
Но подготовка к зиме важна для шасси и крановой установки. Для российских автокранов, включая «Ивановец», подготовка включает в себя:
- Проведение сезонного обслуживания и, при необходимости, замена эксплуатационных жидкостей.
- Проверка отопителей кабин шасси и крановой установки, а также герметичности дверей кабин.
- Проверка состояния и зарядки аккумуляторных батарей, утепление аккумуляторного отсека.
- Проверка электропроводки на наличие замыканий, вызывающих утечку тока от аккумулятора.
Выбор моторного масла важен. Его свойства определяются международной классификацией API. Для российских автокранов рекомендуются масла CF-4 или CG-4 для дизельных двигателей. Также важна вязкость масла, выбираемая в зависимости от ожидаемых температур.
Трансмиссионные масла также требуют внимания, особенно после летнего периода. Смена масел – часть сезонного технического обслуживания, готовящего технику к новым температурным условиям.
Крановые установки часто используют гидравлические масла всесезонного применения, но зимой рекомендуется перейти на "зимние" масла. Марки, такие как ВМГЗ, МГЕ-10А, МГЕ-46В, часто используются в автокранах «Ивановец».
Так что, готовьте краны к зиме – заботьтесь о жидкостях, уплотнителях и тепле!
Гидравлические масла по вязкости классифицируются международным стандартом ISO 3448.
5W-30 | От –30 до +20 °С |
5W-40 | От –30 до +35 °С |
5W-50 | От –30 до +45 °С |
10W-30 | От –25 до +30 °С |
10W-40 | От –25 до +35 °С |
10W-50 | От –25 до +45 °С |
15W-30 | От –20 до +35 °С |
15W-40 | От –20 до +45 °С |
15W-50 | От –20 до +45 °С |
20W-30 | От –15 до +40 °С |
20W-40 | От –15 до +45 °С |
Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85 и классификациям SAE J306С и АРI
Класс вязкости по ГОСТ 17479.2–85 | Класс вязкости по SAE J306С | Группа по ГОСТ 17479.2–85 | Группа по АРI |
9 | 75W | ТМ-1 | GL-1 |
12 | 80W/ 85W | ТМ-2 | GL-2 |
18 | 90 | ТМ-3 | GL-3 |
34 | 140 | ТМ-4 | GL-4 |
– | – | ТМ-5 | GL-5 |
Гидравлические масла подразделяются по стандарту ISO 6074: минеральные масла в группе Н делятся на четыре категории в зависимости от состава и применения.
Шведская классификация SMR касается масел с высоким индексом вязкости и учитывает их поведение при низких температурах.
Стандарт DIN 51524 общепринят для гидравлических масел, но не охватывает свойства при низких температурах, как это делает SMR.
Чтобы подготовить гидропривод крана к работе при низких температурах, предварительно прогрейте его, дав маслу поработать при минимальных оборотах двигателя 15–20 минут. Для ускоренного прогрева выполните подъем-опускание и выдвижение-втягивание секций стрелы без груза, чтобы поднять температуру жидкости до +10 °C.
Зимой следите за состоянием не защищенных от грязи и осадков штоков главного цилиндра, очищайте их от грязи и льда. Корка льда на штоке может повредить грязесъемники и уплотнения, а резкие операции — вызвать течи в гидросистеме. Перепады температуры создают конденсат, приводящий к коррозии и замыканиям в электрических соединениях. Также обратите внимание на трос грузовой лебедки — на морозе он может потерять эластичность, что приведет к его повреждению и поломке механизма.
Долговечность гидравлической системы автокрана зависит от качественного и регулярного техобслуживания. Основной фактор — регулярная замена масла. Окисление, загрязнение и потеря свойств масла в процессе эксплуатации могут привести к серьезному ремонту, включая замену шлангов и гидравлического насоса.
Подготовительные работы
Для подготовки спецтехники к работе в холодное время года требуется тщательная проверка бортовых систем, механизмов и узлов. Современные автокраны спроектированы для работы при температурах до -40 градусов по Цельсию. В случае более холодных условий используется спецтехника в "северном" исполнении.
В зимний период резиновые элементы механизмов теряют упругость, прочность металлических конструкций снижается, и запуск силового агрегата становится сложнее. Эти факторы часто приводят к сбоям и поломкам оборудования, а также увеличивают расход смазочных материалов и топлива.
Для обеспечения бесперебойной работы автокрана при морозе принимаются следующие меры:
- Качественное техническое обслуживание, включая своевременную замену рабочих жидкостей (масла, охлаждающие жидкости, растворы для омывания стекол).
- Тестирование штатной электрической сети для исключения вероятности короткого замыкания в бортовой проводке.
- Проверка целостности и работоспособности системы обогрева шасси и кабины.
- Осмотр и тестирование аккумуляторной батареи, включая проверку плотности электролита в рамках контрольно-технического цикла.
- Специальное утепление отсека с аккумуляторами.
Силовая Установка
Подготовка двигателя включает в себя проверку силового агрегата и замену смазки на соответствующий аналог, способный сохранять характеристики при низких температурах. Также проводится замена уплотнителей и прокладок.
Для облегчения запуска двигателя в холодную погоду рекомендуется предварительно прогреть насосное оборудование и топливные фильтры горячей водой. Температура двигателя должна быть прогрета до +50 градусов по Цельсию. Если техника оставляется на простое, силовой агрегат следует периодически запускать, чтобы избежать замерзания жидкостей в системе охлаждения.
Шасси
Подготовка шасси автокрана к зимнему сезону включает установку зимних покрышек с более глубоким протектором и смазывание троса, чтобы предотвратить образование наледи.
Также важно заботиться о приспособлениях для удаления снега и льда с деталей техники. Подбор качественных рабочих жидкостей и уплотняющих элементов также необходим.
Крановая Установка
При наступлении заморозков рекомендуется заменить гидравлическое масло на зимнее, обозначенное литерами "МГ" и соответствующим классом вязкости.
После запуска мотора на морозе, особое внимание уделяется прогреву гидравлического привода. Этот процесс осуществляется на минимальных оборотах в течение минимум четверти часа. Затем следует несколько раз опустить и поднять стрелу, а также провести манипуляции с выдвижением секций, чтобы прогреть техжидкости до +10 градусов по Цельсию.
Гидравлика
Регулярная очистка штоков цилиндра и внимание к состоянию троса на барабане необходимы. Правильное техобслуживание и выбор подходящего масла играют ключевую роль в работе гидравлики.
Кабина
Подготовка кабины водителя к зиме включает проверку функционала омывателя и отопителя, а также герметичности салона и состояния дверных уплотнителей.
Важно заменить воду в омывателе на "незамерзайку", проверить систему обогрева остекления и утеплить окна кабины.
Правила Эксплуатации
При статическом положении спецтехники на морозе покрышки становятся хрупкими, поэтому начинать движение следует аккуратно. Рекомендуемая скорость в первые двадцать минут работы машины — до 20 километров в час. Важно избегать наездов на острые предметы или выбоины.
При установке машины на рабочую позицию необходимо очистить площадку от снега и льда, провести установку техники и выдвижение опор. Фиксацию машины следует тщательно проверять, чтобы избежать проскальзывания опор по скользкой поверхности. Погрузочно-разгрузочные работы следует проводить без рывков и ударов из-за хрупкости стальных элементов при низких температурах.